На меня сильное влияние оказал Фёдор Михайлович Достоевский, прежде всего своим глубоким взглядом на социальные и человеческие вопросы. Мне особенно нравится его роман «Подросток», где эти темы хорошо раскрыты. Мои взгляды могут показаться жесткими, но я считаю, что слабость и необразованность не приносят никакого преимущества. Моя цель как педагога — не просто подготовить учеников к экзаменам, а сделать их сильнее и осознаннее. Проблема многих школьников заключается не в нехватке ума, а в низкой осознанности. Если они не научатся становиться лучше, то окажутся под влиянием чужих правил. А моя задача научить их жить только по собственному сценарию.
Основной принцип моего подхода — это формирование фундамента мышления, а не просто накопление знаний и навыков. Диалог с учеником — ключевой элемент этого процесса. Я строю занятия на взаимодействии и делюсь этим опытом с преподавателями своей команды. Я предпочитаю беседы вместо лекций, что позволяет углубляться в суть материала, задавать вопросы и использовать наглядные иллюстрации. Важно, чтобы ученики самостоятельно формулировали свои мысли и понимали, как и почему работают те или иные процессы. Хотя отработка материала важна, акцент не ставится на механическом решении задач. Вместо этого мы обсуждаем теории и разбираем задачи с разных точек зрения. Понимание идей, лежащих в основе заданий и теорий, становится приоритетом, особенно для подготовки к олимпиадам, где идея играет центральную роль. Мои ученики часто становятся призерами различных олимпиад, получают 100 баллов на ЕГЭ и успешно поступают в вузы.
Был ли в вашей жизни кто-то, чье влияние оказалось значительным для вас?
Дмитрий, о чём вы мечтаете?
Я мечтаю знать как можно больше о нашем мире. Мы очень мало понимаем о его происхождении, о том, кто мы и что такое жизнь. Я хотел бы узнать все или хотя бы понять, возможно ли это. Ведь получение знаний - это бесконечный процесс. Мне нравится идти по пути познания себя и всего вокруг.
Дмитрий Бушуев — это яркий пример целеустремленного и увлеченного педагога, который не только обладает глубокими знаниями, но и стремится передать их своим ученикам через диалог и индивидуальный подход. Его миссия в том, чтобы помочь ребятам стать умнее, быть более осознанными и сильными личностями, которые будут жить только по своим правилам.
Дмитрий, подскажите, что вы вкладываете в понятие «репетитор»?
Я рассматриваю себя как старшего коллегу, наставника. Эта традиция, восходящая к Древней Греции, где ученики через беседы с учителем стремились к истине и мудрости. Моя цель — формировать мышление и подходы, так как многие ученики не умеют правильно структурировать свои мысли и выстраивать логические цепочки. Например, в задачах по физике важно сначала решить физическую составляющую, а затем перейти к математической. Разделение этих этапов — это навык, который сложно развить самостоятельно.
Моя школа называется «Фундаментальный преподаватель». Она возникла в ответ на растущий спрос, а также недостаток времени охватить всех желающих заниматься. Большая часть нагрузки была отдана другим преподавателям, которые работают по моей методике. Я передаю им свои материалы и подход к обучению, а также внимательно слежу за процессом. Сейчас в школе мы преподаем физику, математику, информатику, также есть преподаватели по биологии и химии. Важно отметить, что моя специализация не включает технические науки. Я физик и естествовед, и не обладаю знаниями в инженерных дисциплинах. Поэтому в школе ставится акцент на естественные науки, так как они служат основой для технических предметов. Также мы планируем помогать ребятам в подготовке к поступлению в университеты в областях, связанных с естественными науками, математикой и информатикой. Возможно, введем курс русского языка для подготовки «под ключ».
У вас есть свой образовательный проект — онлайн-школа. Расскажите, как появилась идея ее создать?
Расскажите об интересных случаях из вашей педагогической практики
Интересных случаев достаточно много. Например, мне нравится работать с близнецами, их у меня уже три пары. Каждый из них уникален: один может быть более ленивым, а другой — трудолюбивым. За их работой и прогрессом очень забавно наблюдать.
Также я работал с учениками из Грузии, которые учились на дому в России. Мы вместе проходили всю школьную программу и готовились к экзаменам, и я работал с ними как домашний учитель по математике и физике. Кроме того, был ученик, с которым мы сначала готовились к ОГЭ оффлайн в Москве, а потом занимались дистанционно. Он переехал в Словению и поступил в British International School. После этого мы продолжили занятия и стали готовиться к GCSE. Для меня это был первый случай подготовки учеников, которые находятся за границей, к экзаменам GCSE, A-level, IB. Этот успешный опыт послужил отправной точкой для дальнейшей работы в этом направлении.
Есть ли у вас какие-то хобби, увлечения, помимо вашей профессиональной деятельности?
Мое самое стабильное хобби — это тренажёрный зал, где я занимаюсь силовыми упражнениями, и бокс. Для меня спорт — это не только про физическую силу, но и про самообучение. Я всегда говорю, что наше развитие похоже на занятия в спортзале: мы прокачиваем не только мышцы, но и свое мышление. Каждый раз, когда мы учимся чему-то новому, мы становимся лучше, умнее и сильнее как физически, так и ментально. Поэтому я верю, что важно развивать себя во всех аспектах жизни — и в спортзале, и за его пределами.
Расскажите, пожалуйста, о вашей методике преподавания